Архив рассылок

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Вторник, 19.03.2024, 08:53
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Ведическая астрология


 
      Джйотиша, или ведическая астрология является одной из шести Веданг – дополнительных ведических наук и включает в себя не только астрологические, но и астрономические знания. Астрология является неотъемлемой частью жизни человека, ведь время проведения каждого обряда, каждый важный шаг или поступок человека, от заключения брака или сделки до покупки колесницы или скота просчитывался астрологически, поэтому древние мудрецы называют Джйотиша глазами вед. Будучи одним из разделов Аюрведы как науки о жизни, она тесно переплетается с древнеиндийской медициной, помогая ставить диагноз, определять индивидуальную конституцию человека, определять благоприятное время начала проведения терапевтических или омолаживающих процедур.

      Ведическая астрология подразделяется на три большие раздела, называемые Сиддханта, Самхита и Хора. Сиддханта – астрономическая часть Джйотиша, она занимается вычислением движения планет и других небесных тел, Самхита включает в себя общие астрологические знания, хиромантию и физиогномику, а также науку о знаках, приметах, о мистических свойствах драгоценных камней, талисманах и оберегах, привороте, благословениях и проклятиях, а Хора имеет дело с индивидуальными гороскопами, определением благоприятного и неблагоприятного времени для совершения тех или иных начинаний, занимается предсказанием продолжительности жизни или тяжести болезни пациента, и другими подобными вопросами. Одной из основных ветвей Хоры является Прашна – астрология часа.

      Одним из основоположников ведической астрологии является Парашара Муни – мудрец, живший около третьего тысячелетия до нашей эры, внук Васиштхи, муж Сатьябхамы и отец Вьясадэва, автора "Махабхараты".

      Из-под пера учеников Парашары вышел трактат – Брихат Парашара Хора Шастра – самый древний, объёмный[1] и авторитетный традиционный классический текст по ведической предсказательной астрологии. Он повествует о шестнадцати раши-варгах (частях знаков зодиака) и правилах их использования, аспектах раши и граха (знаков и планет), свойствах всех двенадцати бхава (домов) и их управителей, а также расположения управителей домов гороскопа в других домах, качествах граха (девяти планет[2]) и упаграха (вторичных планет и астрологических точек), способах вычисления каракамша (сути планеты), всевозможных йогах (планетных комбинациях и соединениях), планетных периодах, подпериодах и субпериодах, системе Аштака-Варга и её использовании, объясняет правила интерпретации женских космограм, описывает планетные лучи и раскрывает многие другие тайны астрологии.

      Один из наиболее известных астрологов древней Индии – Варахамихира, родился в первой четверти пятого века нашей эры[3]. Будучи сыном Адитьядаса, Варахамихира изучал Джйотиша под руководством своего отца, поклонявшегося Солнцу. Считается, что Сурья[4] лично наградил Адитьядаса знанием астрологии. Умер Варахамихира на восемьдесят восьмом году жизни.

      В отличие от большинства мудрецов, Варахамихира изучал не одну из ветвей астрологического знания, а все три, оставив после себя в наследство будущим астрологам компиляцию пяти древнейших Сиддхант – сборник под названием Панчасиддхантика. Помимо фундаментальных текстов по компиляционной астрологии, он автор многочисленных трудов по хорарной астрологии, и каждая из его работ пронизана глубиной знания, отличается поразительным поэтическим талантом и глубочайшим знанием грамматики санскрита, что делает Варахамихиру уникальным среди мудрецов-астрологов. Каждая из его работ написана после фундаментальных исследований древних первоисточников[5], в очень кратком поэтическом стиле, украшенном метафорическими росчерками. Он часто повторял, что Джйотиша – это безопасная лодка в безбрежном и бурном океане жизни, и поэтому настоятельно предостерегал своих последователей от искажения древнего знания. Будучи мудрым и высокообразованным человеком, Варахамихира изучал не только древнеиндийские источники, но и труды греческих астрологов – в Брихат Джатаке можно найти не только индийские, но и древнегреческие термины.
     Панчасиддхантика – основной труд[6] Варахамихиры по астрономии. В нем он рассматривает пять Сиддхант, пять древнейших астрономических школ – Пайтамаха (Брахма), Васиштха, Ломаша, Паулиша и Сурья. Отдавая предпочтение Сурья Сиддханте, на второе место по важности и по правильности Варахамихира ставит Ломаша и Паулиша Сиддханты, считая Васиштха и Пайтамаха низшими и незначительными по сравнению с остальными. К сожалению, в настоящее время большая часть знаний этих Сиддхант считается утерянной.

      Брихат Самхита – один из самых ценных трудов Варахамихиры, написанный, исходя из современных исследований, незадолго до смерти мудреца и состоящий из ста шести глав и около четырех тысяч шлок. В тексте рассматриваются благоприятные и неблагоприятные эффекты движения планет и малых небесных тел, а также тех или иных явлений природы на жизнь и судьбу человека, хиромантия, физиогномика, гемология[7], наука о благоприятных и зловещих знаках на теле человека и животных, способы предсказания тех или иных событий, разъясняются основы Васту Видья – принципы гармонизации пространства исходя из географических особенностей местности и гороскопа человека, архитектуры, иконографии, приворотные зелья и заклинания, Ангавидья, или Самудрика, затрагиваются вопросы, связанные с женскими хитростями, изготовлением косметики и афродизиаков. Здесь же Варахамихира перечисляет восемнадцать великих мудрецов, давших знание ведической астрологии – это Сурья, Брахма, Вьяса, Васиштха, Атри, Парашара, Кашьяпа, Нарада, Гарга, Маричи, Ману, Ангира, Ломаша, Паулиша, Чьявана, Бхригу и Шаунака.

      Несомненно, раньше существовало большое число трактатов по медицинской астрологии, но до нашего времени сохранились лишь единичные тексты. Одна из наиболее интересных работ – Джнана Баскара, представляет собой записанный диалог между Сурьей и его возничим и рассматривает болезни как последствия греховной деятельности человека в нынешней и прошлой жизни, а лечение рекомендуется в виде наложения на себя тех или иных епитимий и аскез.
 
(Из готовящейся к переизданию книги "Фундаментальные основы Аюрведы")


[1] Сорок тысяч шлок в ста главах.

[2] Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Раху и Кету.

[3] В своей Панчасиддхантике Варахамихира указывает год своего рождения как 427 (505 год нашей эры).

[4] Бог Солнца.

[5] Например, в Брихат Джатаке он указывает, что пишет свои работы после досконального изучения первоисточников.

[6] Карана Грантха.

[7] Наука о мистических свойствах камней и минералов.


Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!