Архив рассылок

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние обновления сайта

Администрация сайта приносит свои извинения в связи с задержкой обновления некоторых страниц сайта!

Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru




Пятница, 29.03.2024, 13:15
Приветствую Вас Гость (Желательна регистрация) | RSS

Аюрведа в России

Официальный сайт Матхура Мандала даса (Мезенцева Михаила Александровича )



Главная | Регистрация | Вход
Аштанга Хридайам Самхита


 Глава 11. Каса Ниданам

      Вдыхание дыма или пыли, слишком интенсивная физическая нагрузка, сухая пища, попадание в дыхательные пути крошек пищи, подавление естественных потребностей организма, сдерживание чихания, а также другие причины вызывают возбуждение Прана и Удана Вайу, которые вырываются изо рта со звуком, напоминающим удары по сломанному бронзовому сосуду. Это состояние называется кашлем (Каса). (1-2)

      Кашель бывает пяти видов: по одному от дисбаланса каждой из трех доша, один от травм грудной клетки и один от истощения семи тканей организма[9]. Если не лечить первые четыре вида кашля, они сменятся пятым видом. (3)

     Продромальными симптомами кашля являются першение в глубине рта, словно в нем застрял клубок шипов, чувство саднения в горле и затруднение глотания пищи. (4)

      Больной, страдающий кашлем, вызванным дисбалансом Вата доша, жалуется на боль в области сердца, висках, голове, животе, суставах, на сухость во рту, вялость, слабый голос, снижение интереса к жизни и непрерывный хриплый и сухой кашель. (5)

      Больной, страдающий кашлем, вызванным дисбалансом Питта доша, жалуется на жжение в груди, лихорадку, острый вкус и сухость во рту, сильную жажду, острые и желтоватые рвотные массы, чувство жжения в теле и легкую желтизну и бледность кожных покровов[10]. (6)

      Симптомами кашля, вызванного дисбалансом Капха доша, является наполнение рта густой слюной, слабость, головная боль, скопление Капха доша во всем теле, анорексия, тяжесть, раздражение, тяжелый мокрый кашель с густой, сладковатой и легко отходящей мокротой. (7)

      Если человек слаб, но при этом ведет очень интенсивную половую жизнь, носит тяжести, много ходит, дрессирует или укрощает диких слонов, лошадей и других животных, получает травмы груди, у него возникает кашель. Сухой кашель, отделение мокроты с кровью, боль в горле и сильная колющая, спастическая или кусающая боль в груди, нежелание вступать в контакт с окружающими, боль в суставах, лихорадка, учащенное дыхание, жажда, голос, напоминающий воркование голубя - симптомы кашля, вызванного истощением семи тканей (Кщатаджа каса). (8-11)

      Нерегулярный или несвоевременный прием пищи, прием непривычных пищевых продуктов, слишком интенсивная половая жизнь, подавление естественных потребностей организма, ревность, печаль и другие сходные эмоции - все это способствует возбуждению всех трех доша, подавляет пищеварительную активность, вызывает кашель и истощает ткани организма. Такой больной будет страдать от боли во всем теле, лихорадки, изжоги, бредового состояния, истощение и иссушение тела, нарастающую сильную слабость, кашель и отхождение мокроты с кровью или гноем. Если у этого заболевания проявлены все симптомы, оно трудноизлечимо и убьет ослабленного пациента. (12-14)

      Кашель излечим, если пациент силен, если кашель начался недавно. Кашель, вызванный истощением тканей или возникшей у пожилых людей, контролируется, если больному достались хорошие четыре ветви медицины и питание, но он будет продолжаться на протяжении всей жизни. Первые три вида кашля легко излечимы. Хронический кашель контролируется правильной диетой, режимом дня и т.д[11]. (15)

      Так в Мадхава Ниданам, составленной Шри Мадхавакарой, заканчивается глава, посвященная нозологии кашля. (11)

 

                   Глава 68. Баларога Ниданам

       Если грудной ребенок сосет молоко, которое изменило свои свойства под влиянием дисбаланса Вата доша у кормящей матери, он будет подвержен болезням, вызванным дисбалансом Вата доша. Это вызовет слабость голоса и физическую слабость. (1)

      Если грудной ребенок сосет молоко, которое изменило свои свойства под влиянием дисбаланса Питта доша у кормящей матери, он будет подвержен болезням, вызванным дисбалансом Питта доша. Это вызовет потливость, диарею, желтуху, жажду и повышенную температуру тела. (2)

      Если грудной ребенок сосет молоко, которое изменило свои свойства под влиянием дисбаланса Капха доша у кормящей матери, он будет подвержен болезням, вызванным дисбалансом Капха доша. Это вызовет гиперсаливацию, сонливость, вялость, отечность лица и глаз, а также рвоту. (3)

     Молоко, изменившее свои свойства под влиянием совместного дисбаланса двух или всех трех доша, будет проявлять и порождать симптомы их совместного дисбаланса. (4)

      Боль или дискомфорт грудного ребенка характеризует его сильный или умеренный плач соответственно. Та часть тела ребенка, которую он трогает руками или которую не позволяет трогать другим, является болезненной или подверженной той или иной болезни. Головная боль и другие болезни головы характеризуют закрытые глаза ребенком; боль или болезни живота - запор, рвота, удары кулачками по груди, булькающий шум в кишечнике, вздутие живота, прогиб вперед или назад; боль или болезни мочевого пузыря или прямой кишки - подавление позывов к мочеиспусканию или дефекации, испуг и блуждающий взгляд. Врач должен очень тщательно и осторожно обследовать отверстия, конечности, суставы и другие части тела ребенка. (5-7)

      Конъюнктивит новорожденных (Кукунака) - болезнь, поражающая глаза грудного ребенка из-за патологических изменений грудного молока. Глаза зудят и гноятся, ребенок трет лоб, глаза и переносицу, страдает от солнечного света и не может разомкнуть веки. (8-9)

      Если ребенок сосет забеременевшую мать, у него появится кашель, снизится огонь пищеварения, возникнет рвота, апатия, истощение, потеря аппетита, головокружение и вздутие живота. Эта болезнь (Паригарбхика или Парибхава) лечится препаратами, усиливающими процесс пищеварения. (10-11)

     Капха доша, вышедшая из равновесия в мышцах неба (еще на рожденного) ребенка, вызывает появление болезни, называемой волчьей пастью (Талукантака). Небо или имеет щель на верхнем своде, свисает вниз. Ребенок отказывается от груди, с трудом пьет, имеет жидкий стул, жажду, рвоту, боль в глазах, шее и во рту, он не способен держать шею прямо. (12-13)

      Рожа, вызванная совместным дисбалансом Тридоша и появляющаяся на голове и мочевом пузыре, из-за красного цвета напоминает лепестки лотоса и имеет одноименное название (Махападма). Она может появляться и на висках, спускаться на грудь, а с груди - к анальному отверстию. Это смертельная болезнь. (14)

      Ветрянка и язва анальной области младенцев - две болезни, описанные в главе о младших болезнях, которые обычно бывают только у детей. (15)

      Лихорадка и другие главные болезни также могут поражать детей; мудрый врач должен распознавать их по соответствующим симптомам. (16)

      Если в ребенка вселяются духи, возникают следующие симптомы: ребенок вдруг становится очень эмоциональным, беспокойным, с отекшими глазами и хриплым, надломленным голосом, начинает плакать без объективной причины, царапает и кусает мать или себя самого, имеет пристальный или хмурый взгляд, постанывает, часто зевает, облизывает губы и десны, становятся истощенным, не спит ночами, от его тела исходит неприятный запах, напоминающий запах мяса или крови, отказывается от пищи или меняет пищевые пристрастия, в рвоте появляется пена, а тело находится в постоянном движении. (17-19)

      Поток слез из одного глаза, тяжелый пот, дрожь и конвульсии, пристальный взгляд, постоянные спонтанные движения мимических мышц, запах крови изо рта, скрежет зубами, раздражительность, мягкий (жалобный) плачь и не любовь к грудному молоку - признаки вселения Сканда граха. (20-21)

      Пенистая рвота, быстрая слабость и постоянный крик при приходе в сознание, запах гноя и крови от тела - признаки вселения Скандаапасмара. (22)

      Обвислость конечностей, раздражительность, птичий запах от тела, мокнущие язвы на теле, появление гнойных жгучих пузырьков на коже - признаки вселения Щакуни граха. (23)

      Появление на коже кровоточащих язв и волдырей, пахнущих илом, водянистый кал, лихорадка и чувство жжения в теле - признаки вселения Ревати граха. (24)

      Диарея, лихорадка, жажда, титанические судороги, крик, бессонница и раздражительность - признаки вселения Путана граха. (25)

     Рвота, кашель, лихорадка, жажда, запах от тела или выпотевание на кожу мускульного жира, сильный, громкий непрерывный плачь, отказ от груди и диарея - признаки вселения Андхапутана. (26)

     Ненормальные движения конечностями, кашель, истощение, болезни глаз[12], неприятный запах от тела, рвота и диарея - признаки вселения Щитапутана. (27)

      Яркое лицо, появление на теле сеточки вен, постоянный запах мочи, ребенок ест слишком много - признаки вселения Мукхамандика граха. (28)

      Рвота, выраженная пульсация шеи, сухость во рту, слабость, дурной запах от тела, пристальный взгляд и скрежет зубами - признаки вселения Наигамейа граха. (29)

      Неподвижный взгляд, отказ от груди, приливы слабости и одновременное появление всех вышеперечисленных симптомов - фатальные симптомы в случае вселения в ребенка злых духов. (30)

      Так в Мадхава Ниданам, составленной Шри Мадхавакарой, заканчивается глава, посвященная нозологии болезней детей. (68)

 Чарака Самхита, Ниданастхана

 

                                 Глава 7.

 

     Сейчас я разъясню главу, посвященную нозологии безумия. [1]

     Как было поведано Господом Атреей. [2]

      Безумие бывает пяти видов - вызванное Ватой, Питтой, Капхой, всеми тремя одновременно и внешними причинами. [3]

    Четыре типа, рожденные (дисбалансом) доша, возникают у робких, с неспокойным умом и разбалансировавшимися доша (ума), у тех, кто принимает грязную, испорченную или неподходящую пищу, ест нерегулярно, нарушая все диетические правила и предписания, не правильно использует методы Тантры, не правильно принимает сложные положения тела[13], очень ослаблен, страдает от головокружения, вызванное сильными первичными болезнями, чей ум поражен страстью, гневом, жадностью, опасением, страхом, замешательством, слабостью, печалью, беспокойством, волнением и т.д., кто часто страдает от травм, чей ум поврежден, а разум неспокоен; в этих случаях вышедшие из равновесия доша перемещаются в сердце и, блокируя каналы ума, вызывают безумие. [4]

     Безумие это зацыкленность ума, разума, сознания, знаний, памяти, привычек, склонности, побуждений и поступков. [5]

      Его продромальные симптомы, например, ощущение пустоты и легкости в голове, волнение в глазах, звон в ушах, учащенное дыхание, гиперсаливация, отвращение к пище, анорексия и расстройство желудка, чувство жесткости в области сердца, медитативное состояние, истощение, замешательство и волнение без причин, постоянные мурашки, частые повышения температуры тела, нарушения памяти, крапивница, выражение лица как при параличе лицевого нерва, частое появление снов о вращении, перемещении, расплывчатых и зловещих существах или предметах, катании на колесе масляного пресса, о полетах на урагане, утоплении в мутном водовороте, а также косоглазие. [6]

      Только после того, как возникает само безумие, проявляются и его основные симптомы, такие, как постоянно перемещение с места на место, внезапное движение глаз, бровей, плеч, челюсти, предплечий, ног и других частей тела; постоянная и несвязная речь, пена изо рта, частая, несвоевременная улыбка, смех, танец, пение, игра на музыкальных инструментах, подражание резким звукам - вины, флейты, раковины, цимбал и трубы, подражание езде в повозках, украшение себя непригодными для этого вещами, тоска по отсутствующим в данный момент продуктам питания и полное игнорирование или сильная неприязнь к имеющимся, истощение, грубость, выпученные и красноватые глаза, прием субстанций, непригодных для Ваты - симптомы безумия, вызванного Вата доша. (а)

     Нетерпимость, гнев, несвоевременное волнение, попытки ранить знакомых или незнакомых людей оружием, киркой, кнутом, деревянной палкой или кулаками, бег в поисках тени, холодной воды и пищи, очень высокая температура тела в течение долгого времени, медно-красные, зеленоватые, желтоватые и налитые кровью глаза, прием субстанций, непригодных для Питты - симптомы безумия, вызванного Питта доша. (б)

     Стояние на одном месте, в тишине, неприемлемость перемены места, истечение слюны изо рта и слизи из носа, отвращение к пищи, стремление к одиночеству, неприятие людей, ненависть к чистоте, сонливость и долгий сон, припухлость лица, белые или сырые грязные глаза, прием субстанций, непригодных для Капхи - симптомы безумия, вызванного Капха доша. (в)

     В случае совместного дисбаланса трех доша, эксперты относят безумие к неизлечимым болезням. [7]

      Для исцеления трех излечимых типов безумия проводят такие терапевтические мероприятия, как промасливание, потение, рвота, слабительное, масляная и декоктовая клизма, успокаивающие процедуры, очищение головы через нос, курение, окуривание, коллирии, ингаляции, вдыхание порошков лекарственных субстанций, массаж, натирание лечебными пастами и последующее принятие ванны, битье, вытягивание, изоляция, пугание, неожиданные подарки и потери, очищение организма и кровопускание, надлежащая диета, соответствующая (дисбалансу) доша, а также другие методы, противоположные причинам болезни. [8]

      Вот стих:

     Лучший из врачей должен лечить излечимые типы безумия, вызванного (дисбалансом) доша, посредством описанных выше методов. [9]

     Все остальные виды безумия, отличающиеся от вызванных дисбалансом доша этиологией, продромальными симптомами, клиническими симптомами, жалобами и приемлемыми терапевтическими методами, возникают из-за внешних причин. Некоторые считают, что его причина - злодеяния в прошлой жизни. Помимо этого, оно вызывается злодеяниями разума (Праджнаапарадха)[14] - так сказал Господь Атрейа Пунарвасу. Из-за них человек игнорирует богов, святых мудрецов, предков, гандхарвов, йакшей, ракшасов, наставников, старших, мудрых людей, преподавателей и других достойных личностей, ведет себя недостойным образом или совершают по отношению к ним те или иные греховные поступки. Изначально самостоятельно впавшего в безумство человека безумием наказывают боги и другие личности. [10]

     Это - продромальные симптомы безумия, вызванного гневом богов и других личностей: склонность к насилию по отношению к богам, коровам, брахманам и отшельникам, негодование, жестокость, беспокойство, истощение оджаса, цвета лица, блеска, силы и тела, во снах - упреки и внушение богов и других личностей, вызывающее безумные поступки. [11]

      Все они отличаются способом наведения безумия, например, боги наводят безумие взглядом, учителя, старики, продвинутые личности и великие мудрецы - проклятием, предки - передавая по наследству, гандхарвы - прикосновением, йакши - вселяясь в тело, ракшасы - через свой запах, а пищачи - во время поездки или ходьбы. [12]

      Все они имеют сходство в появлении во время пароксизма сверхъестественной силы, энергии, мужества, умений (способностей), способности к запоминанию, знаний, голоса и понимания. [13]

      Люди, способные к общению с богами, святыми мудрецами, предками, гандхарвами, йакшами, ракшасами и пищачами (могут получить безумие), а наставники, старшие и мудрые люди могут наслать безумие во время: начала совершения человеком того или иного греховного деяния, во время получения плодов от совершенного греховного деяния; проживания в отдаленном от людей месте, в пустующем доме, пребывания на перекрестке дорог, вечером и в сумерках; сексуальных отношений во время новолунья и полнолунья, общения с женщинами во время их ежемесячной нечистоты; неправильной речецитации (гимнов, молитв или заклинаний), неправильных приношений, неправильного проведения обрядов и жертвоприношений; нарушения установленных правил, клятв и обета безбрачия; развязывания войны, разрушения страны, рода или города; затмения, если женщина беременна; злого и нечистого прикосновения различных существ; во время проведения рвоты, слабительного и кровопускания; посещения мест паломничества и храмов будучи грязным (в грязной одежде, не сняв обуви или не совершив предварительного омовения) или небрежным; оставления (на тарелке) недоеденного мяса, меда, сезама, неочищенного пальмового сахара и вина; наготы; ночного посещения города, деревни, перекрестка, сада, кладбища, крематория и дома мясника; оскорбления брахманов, учителей, богов, отшельников и святых мудрецов; отказа в выполнении предписанных священными писаниями обязанностей (дхарма), во время выполнения греховных деяний, которые человек выдает за предписанные священными писаниями обязанности. Так описано время, в которое может случиться эта беда. [14]

     Вызывающие безумие личности придерживаются одной из трех целей - насилия (смерти), удовлетворения или поклонения. Цель эта определяется по поведению больного. Если воздействие очень сильное и больной входит в огонь, бросается в воду, проваливается в ямы, истязает себя оружием, кнутом, дубиной, киркой или кулаками, а также совершает любые другие действия, направленные на самоубийство, это безумие неизлечимо, в то время как остальные два вида - излечимы. [15]

      Лечебные мероприятия для этих двух типов безумия - чтение мантр, ношение (магических) растений и драгоценных камней[15], проведение благоприятных обрядов, подношения, раздача даров (пожертвований), жертвоприношения, соблюдение религиозных правил, обетов, умиротворение, пост, получение благословений, аскезы, паломничество и т.д. [16]

      Таким образом описаны все пять типов безумия. [17]

      Не смотря на то, что их пять, фактически, их два (по два), если разделить на врожденное и приобретенное или излечимое и неизлечимое (безумие). Однако, они соединяются и комбинируются между собой из-за соответствующих причин, и их продромальные и клинические симптомы также смешиваются. Из них, комбинация неизлечимых и комбинация излечимых и неизлечимых (видов безумия) является неизлечимой, в то время как комбинация излечимых также излечима. Их лечение состоит из сочетания терапевтических мер. [18]

     Вот стихи:

     Ни боги, ни гандхарвы, ни пищачи, ни ракшасы, ни какие другие существа не трогают человека, который сам себя не загрязняет. Когда же они вступают в контакт с человеком, запятнанным своей кармой, то карма, обрушивающаяся на него, не создана ими, ибо для них ее нет. [19-20]

      Нельзя винить богов, предков или демонов за болезни, вызванные своими собственными поступками из-за ошибки разума. Нужно считать себя самого творцом своего счастья или несчастья, следовательно, необходимо без страха следовать по пути добродетели. Поклонение богам и т.д. и использование всего благоприятного, а также противоположное этому - все зависит от самого человека. [21-23]

     Вот вкратце:

    Количество типов, этиология, продромальные симптомы, клинические симптомы, излечимость или обратное, вместе с принципами лечения были описаны в этой главе о безумии. [24]

     Так заканчивается седьмая глава, посвященная нозологии безумия в Ниданастхане текста, составленного Агнивещей и отредактированном Чаракой. (7)

 Аштанга Хридайам Самхита, Ниданастхана

 

Страницы:  1 2 3 4

Copyright Мезенцев Михаил Александрович © 2007-2015 Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только с разрешения владельцев сайта!